Материалы фирмы Инвестпроект
В июне-июле 1997 года специалистами ЗАО “Инвестпроект” проводилось обследование интенсивности движения автомобильного транспорта на улично-дорожной сети города в границах городской черты Санкт-Петербурга, т.е. в пределах его плотной застройки, без пригородных городов и поселков. Предыдущее аналогичное обследование автомобильных потоков в городе проводилось летом 1986 года, т.е. более десяти лет тому назад. Ежегодно проводимые Госавтоинспекцией замеры интенсивности движения транспорта на основных автомагистралях города позволяют выявить наиболее напряженные транспортные узлы и участки магистралей, однако носят выборочный характер и не дают возможности построить картограмму интенсивности автомобильного движения всего города.
Основными задачами проведения обследования интенсивности движения являлось определение:
Адресный перечень обследования интенсивности движения автотранспорта был определен с учетом мест размещения постов наблюдения при проведении предыдущего обследования в городе в 1986 году с целью выявления динамики изменения потоков, а также с учетом данных Госавтоинспекции о наиболее загруженных в настоящее время участках и узлов магистралей.
По результатам обследования автомобильных потоков в 300 узлах (560 адресах улично-дорожной сети города) построены картограммы часовой интенсивности движения на перекрестках магистралей со всеми поворотами, с разделением по видам транспорта, произведен расчет суточной интенсивности движения на основных магистралях города и построена картограмма автомобильных потоков в двух направлениях, с выделением грузовой составляющей.
Анализируя результаты обследования в центральной зоне, следует отметить высокую стабильность автомобильных потоков в период с 9 до 19 часов, когда интенсивность движения в течение часа пик в двух направлениях составляет 6,9% от суточного потока. Общий коэффициент суточной неравномерности для суммарного потока: отношение максимального часового потока к среднему часовому потоку, в приведенных единицах составляет 1,65. Неравномерность движения по направлениям крайне незначительна. Автомобильные потоки достаточно однородны: удельный вес грузовых автомобилей составляет около 20% (в приведенных единицах).
Все указанное свидетельствует о стабильности транспортных потоков, без выраженных пиковых нагрузок в утренние и вечерние часы, что было характерно для автомобильных потоков прошлых лет.
Обследования интенсивности движения на адресах, расположенных в промышленно-селитебном поясе, показало значительно более высокий удельный вес грузовых машин в потоке – порядка 40% от его общей величины в приведенных единицах.
Неравномерность движения по часам суток более выражена, чем в центральной зоне, доля часа пик составляет 7,7% от суточного потока. Коэффициент суточной неравномерности составляет 1,84. Коэффициент неравномерности движения по направлениям колеблется на этих магистралях в пределах 1,1 – 1,4 и составляет в среднем 1,25. Пиковый период повышения интенсивности движения выражен незначительно и приходится на дневное время с 13 до 18 часов.
Для главных улиц периферийных жилых районов - Московский пр., пр. Просвещения, характерны показатели неравномерности движения, близкие к значениям показателей центральной зоны города. Наблюдается значительная стабильность транспортных потоков с 9 до 19 часов, при этом доля часа пик составляет 7.2% от суточного потока. Коэффициент суточной неравномерности составляет 1,7, а неравномерности по направлениям движения – 1,1. Удельный вес грузовых автомобилей на магистралях колеблется от 15% до 50%. Все эти характеристики свидетельствуют о стабильности транспортных потоков в дневной период времени.
Автомагистрали, являющиеся продолжением внешних автомобильных дорог – “въезды в город” – характеризуются относительно высоким уровнем грузовой составляющей – около одной трети от общего потока (в приведенных единицах). Доля часа пик в общем суточном потоке составляет 6,75%, коэффициент суточной неравномерности – 1,43, коэффициент неравномерности распределения потока по направлениям – 1,2.
В целом анализ результатов суточного обследования выявил, что в период с 9 до 19 часов реализуется около 65% от суммарного потока в течение суток. Среднее распределение доли часового потока в течение суток показывает, что значение доли часового автомобильного двухстороннего потока от суточного имеет крайне незначительный разброс в период с 9 до 19 часов. Максимальное значение этого показателя составляет 6,5% от суточного потока (в приведенных единицах), минимальное – 6,0%, а средневзвешенное – 6,25%.
Несмотря на то, что удельный вес грузового транспорта составляет в среднем менее трети общего потока автомобилей (в приведенных единицах), колебания его доли в потоке довольно значительны на различных адресах (от 14 до 53%). Поскольку неравномерность целого ряда характеристик транспортных потоков существенно зависит не только от географического расположения магистралей в плане города, но и от соотношения грузового и пассажирского движения на магистралях, можно распределить основные магистрали на три категории:
В среднем, в пятницу вечером автомобильные потоки на вылетных направлениях на 20%, а в воскресенье вечером на въездах в город – на 50% больше, чем потоки в час-пик буднего дня. Доля грузового транспорта в попутном потоке в этот период времени выходных дней незначительна.
По результатам обследования интенсивности движения летом 1997 года и выборочных обследований зимнего период 1996-1997гг. (данные Госавтоинспекции) определена сезонная неравномерность интенсивности движения на некоторых магистралях и мостах. Среднее значение коэффициента сезонной неравномерности составляет для потока в физических и приведенных единицах 1,26.
Сопоставление данных суточной интенсивности движения в двух направлениях на основных магистралях города в 1986 и 1997 годах приведено в таблице.
Суточная интенсивность движения автомобильного транспорта на основных магистралях Петербурга 1986 - 1997 года
Наименование магистрали |
Суточная интенсивность движения транспорта в обоих направлениях в тысячах приведенных единиц |
Коэффициент роста 1997г. |
|
|
1986 г. |
1997 г. |
1997 г 1996 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Вознесенский пр. |
10 |
40,0 |
4,0 |
12. Садовая ул. |
14,0-17,0 |
20,0-40,0 |
1,4-2,4 |
17. Большой пр. В.О. |
9,0-13,0 |
25,0-31,0 |
2,8-2,4 |
19. Малый пр. В.О. |
10,0 |
25,0-32,0 |
2,5-3,2 |
23. наб. Лейтенанта Шмидта |
12,0-16,0 |
30,0-54,0 |
2,6-3,4 |
25. наб. Макарова |
12,0-16,0 |
26,0-54,0 |
2,2-3,4 |
33. ул. Чапаева |
8,0 |
29,0 |
3,6 |
35. наб. Ждановки |
17,0-21,0 |
37,0-55,0 |
2,2-2,6 |
37. ул. Савушкина |
8,0 |
30,0 |
3,8 |
47. Гражданский пр. |
15,0-18,0 |
50,0-59,0 |
3,3 |
52. пр. М. Блюхера |
20,0 |
40,0-57,0 |
2,0-2,9 |
56. пр. Просвещения |
10,0-14,0 |
31,0-36,0 |
3,1-2,6 |
59. шоссе Революции |
23,0 |
33,0-56,0 |
1,4-2,4 |
65. Дальневосточный пр. |
10,0-16,0 |
25,0-38,0 |
2,5-2,4 |
68. ул. Бабушкина |
13,0 |
40,0 |
3,1 |
72. ул. Цимбалина |
13,0 |
31,0 |
2,4 |
73. ул. Салова |
19,0 |
48,0 |
2,5 |
79. Белградская ул. |
9,0-11,0 |
22,0-45,0 |
2,4-4,1 |
88. пр. Ю. Гагарина |
15,0 |
20,0-36,0 |
1,3-2,4 |
91. Кубинская ул. |
9,0 |
25,0 |
2,8 |
97. ул. Трефолева |
10,0 |
35,0 |
3,5 |
98. Краснопутиловская ул. (от пр. Народного ополчения до Комсомольской пл.) |
10,0-28,0 |
37,0-43,0 |
3,7-1,5 |
В целом, за период с 1986 г. по 1997 г. автомобильные потоки на основных магистралях города в среднем возросли на 90%.
Безусловный интерес представляет анализ роста транспортных потоков на центральных мостах через р. Неву и ее дельту, а также на въездах в центр города из южных районов. В таблице представлены данные интенсивности автомобильных суточных потоков 1986 г. и 1997 г.
Суточная интенсивность движения автомобильного транспорта на центральных мостах в Санкт-Петербурге 1986-1997 гг.
Наименование моста (или южных въездов в центр) |
Суточная интенсивность движения транспорта в обоих направлениях в тысячах приведенных единиц |
Коэффициент роста 1997 г. 1986 г. |
|
|
1986 г. |
1887 г. |
|
А. Невские мосты |
|||
Лейтенанта Шмидта |
42,0/20,0 |
61,0/17,0 |
1,5/0,9 |
Дворцовый |
36,0/7,0 |
67,0/11,0 |
1,9/1,6 |
Троицкий |
33,0/4,0 |
68,0/12,0 |
2,1/3,0 |
Литейный |
47,0/16,0 |
69,0/9,0 |
1,5/0,6 |
Большеохтинский |
43,0/16,0 |
51,0/7,0 |
1,2/0,5 |
Александра Невского |
60,0/33,0 |
112,0/46,0 |
1,9/1,4 |
Ушаковский |
38,0/7,0 |
71,0/10,0 |
1,9/1,4 |
Кантемировский |
17,0/8,0 |
59,0/21,0 |
3,5/2,6 |
Гренадерский |
22,0/11,0 |
26,0/7,0 |
1,2/0,7 |
Сампсониевский |
19,0/10,0 |
44,0/10,0 |
2,3/1,0 |
Тучков |
34,0/11,0 |
65,0/14,0 |
1,9/1,3 |
Биржевой |
20,/6,0 |
63,0/12,0 |
3,2/2,0 |
Б. Магистрали на южных въездах в центр города |
|||
через Обводный канал - Глухоозерское шоссе |
28,0/16,0 |
45,0/17,0 |
1,6/1,1 |
- ул. Черняховского |
20,0/11,0 |
40,0/20,0 |
2,0/1,8 |
- Лиговский пр. |
38,0/20,0 |
56,0/11,0 |
1,5/0,6 |
- Боровая ул. |
11,0/5,0 |
закрыт |
- |
- Рыбинская ул. |
27,0/16,0 |
31,0/16,0 |
1,2/1,0 |
- Московский пр. |
30,0/5,0 |
65,0/8,0 |
2,2/1,6 |
- Измайловский пр. |
19,0/7,0 |
34,0/8,0 |
1,8/1,2 |
- Лермонтовский пр. |
16,0/8,0 |
34,0/8,0 |
2,1/1,0 |
через р. Екатерингофку - Двинская ул. |
7,0/4,0 |
12,0/4,0 |
1,7/1,0 |
- Рижский пр. |
8,0/4,0 |
16,0/4,0 |
2,0/1,0 |
* в числителе – общая интенсивность движения, в знаменателе – в том числе грузовой поток.
Анализируя данные таблицы можно сказать, что интенсивность движения на центральных невских мостах в 1997 году по сравнению с 1986 годом увеличилась в 2,0 раза (на 10% больше, чем в среднем по городу), а грузовая составляющая – в 1,4 раза. Таким образом, основное увеличение потоков произошло за счет легкового транспорта.
Эта тенденция еще более характерно проявилась на южных въездах в центральную часть города: при среднем уровне роста интенсивности движения на расположенных на этих магистралях мостах в 1,8 раза грузовая составляющая увеличилась лишь в 1,15 раза.
Современный уровень нагрузки автомобильными потоками магистрали определяется отношением фактической интенсивности движения транспорта в час-пик к пропускной способности магистрали, т.е. представляет собой коэффициент использования пропускной способности магистрали. Если этот показатель меньше единицы, то у магистрали есть запас пропускной способности, если равен единице или больше ее, то пропускная способность исчерпана.
Ниже приведены показатели уровня нагрузки автомобильными потоками ряда основных магистралей города.
Использование пропускной способности основных магистралей города июнь-июль 1997 г.
Адрес |
Пропускная способность магистрали, привед. ед. в час в оба направления |
Интенсивность движения автомобилей, прив. ед. в час в оба направления |
Коэффициент использования пропускной способности (уровень нагрузки магистрали) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Невский пр. (от Адмиралтейского пр. до р. Мойки) (от р. Мойки до пл. Восстания) |
3200
6050 |
3600
5400 |
1,1
0,9 |
Гороховая ул. |
1800 |
1560-2590 |
0,9-1,4 |
Загородный пр. |
1950 |
1900 |
1,0 |
Лермонтовский пр. |
2750 |
2300 |
0,85 |
Московский пр. (центр) |
4200 |
2900-3600 |
0,7-0,9 |
Лиговский пр. (центр) |
4200 |
3900 |
0,9 |
Садовая ул. |
1600 |
1650 |
1,0 |
сев. наб. Обводного кан. *-под ж/д путепроводами |
4500 2300* |
4000 4000 |
0,9 1,8* |
наб. Лейтенанта Шмидта |
2950 |
2400-3500 |
0,8-1,2 |
Каменноостровский пр. |
2950 |
2900-3600 |
1,0-1,2 |
Большой пр. П.С. |
1950 |
1800-1990 |
0,9-1,0 |
Приморский пр. |
2950 |
3200 |
1,1 |
Выборгская наб. |
2850 |
1700-2500 |
0,6-0,9 |
Свердловская наб. |
6450 |
5700 |
0,9 |
Лесной пр. |
2750 |
2500 |
0,9 |
Пискаревский пр. |
2750 |
2700 |
1,0 |
Гражданский пр. |
2750-3900 |
2200-3500 |
0,8-0,9 |
пр. М. Блюхера |
3900 |
2700-4000 |
0,7-1,0 |
пр. Просвещения |
2750 |
2350 |
0,85 |
пр. Энергетиков |
3900 |
2900-3350 |
0,7-0,9 |
Заневский пр. |
2800-3900 |
2500-4000 |
0,9-1,0 |
Дальневосточный пр. |
2800 |
2700 |
1,0 |
Народная ул. |
3900 |
2200-3900 |
0,6-1,0 |
ул. Бабушкина |
2800 |
2500 |
0,9 |
ул. Седова |
3200-4500 |
2800-3900 |
0,9 |
Глухоозерское ш. |
2600 |
2700-3300 |
1,0-1,3 |
Ивановская ул. |
3900 |
4800-5300 |
1,2-1,4 |
ул. Цимбалина |
1400 |
1900 |
1,35 |
ул. Салова |
2950-5900 |
3100-5800 |
1,1-1,0 |
пр. Славы |
4500-5900 |
5800 |
1,3-1,0 |
Бухарестская ул. |
2950 |
2500 |
0,85 |
Лиговский пр. |
4200 |
3900 |
0,9 |
Благодатная ул. |
2750-3900 |
2700 |
1,0-0,7 |
ул. Типанова |
3900 |
3400-4200 |
0,9-1,1 |
ул. Орджоникидзе |
2750-3900 |
2500 |
0,9-0,65 |
Витебский пр. |
4300-5700 |
4200 |
1,0-0,75 |
пр. Ю. Гагарина |
2700 |
2400 |
0,9 |
Московский пр. |
4500-5900 |
4000-5200 |
0,9 |
Московское ш. |
2950 |
2700 |
0,9 |
Краснопутиловская ул. |
2750 |
2700 |
1,0 |
Ленинский пр. |
4200 |
4100 |
1,0 |
Средний уровень нагрузки рассмотренных магистралей в час-пик составлял летом 1997 г.:
в центральной части города – 0,85, причем к магистралям, исчерпавшим свою пропускную способность, относятся: Невский пр., Гороховая ул., Загородный пр., Садовая ул., наб. р. Фонтанки, северная наб. Обводного канала, Каменноостровский пр. и др.
в промышленно-селитебном поясе – 0,90, что объясняется низкой плотностью сети магистральных улиц в этой зоне города и их недостаточной шириной. К наиболее загруженным магистралям относятся: Пискаревский пр., Заневский пр., Дальневосточный пр., Глухоозерское шоссе, ул. Салова, Благодатная ул. и др.
в периферийных жилых районах – 0,70, причем наибольшую перегрузку транспортными потоками испытывает южный участок Центральной дуговой магистрали, включающий в себя Ленинский пр., ул. Типанова, пр. Славы, Ивановскую ул., Народную ул.
на въездах в город – 0,75. В пиковые часы будних дней все въездные магистрали имеют незначительный запас пропускной способности, кроме Приморского проспекта, который стабильно перегружен автомобильными потоками. В пиковые часы выходных дней интенсивность движения на этих магистралях возрастает в 1,2-1,5 раза.
Уровни транспортной нагрузки на мосты через р. Неву и ее рукава (дельту) приведены в таблице. Как видно из таблицы, практически все мосты работают с перегрузкой, т.е. в режиме пониженных скоростей движения, значительных задержек перед светофорами (более одного цикла), сокращения безопасного расстояния между автомобилями и, следовательно, снижения уровня безопасности движения.
Пропускная способность и ее использование на мостах через р. Неву и ее рукава июнь-июль 1997 г.
Мосты |
Пропускная способность, привед. ед. в час в обе стороны |
Поток, привед. ед. в час в обе стороны |
Коэффициент использования пропускной способности |
Примечания |
1. Лейтенанта Шмидта |
2850 |
4621 |
1,62 |
|
2. Дворцовый |
5400 |
6587 |
1,22 |
|
3. Троицкий |
4940 |
6846 |
1,39 |
|
4. Литейный |
8100 |
4700 |
0,60 |
закрыт Литейный пр. |
5. Большеохтинский |
2850 |
4285 |
1,5 |
|
6. А. Невского |
7300 |
7510 |
1,03 |
|
7. Володарский |
8100 |
5600 |
0,70 |
без учета узла на ул. Бабушкина |
8. Ушаковский |
3800 |
6175 |
1,62 |
|
9. Кантемировский |
8100 |
4700 |
0,60 |
|
10. Гренадерский |
3800 |
3440 |
0,91 |
|
11. Сампсониевский |
4940 |
5081 |
1,03 |
ремонт Выборгской наб. |
12. Тучков |
4940 |
6345 |
1,28 |
|
13. Биржевой |
4940 |
6100 |
1,23 |
|
На основании проведенного анализа материалов натурных обследований интенсивности движения автомобильного транспорта на магистральных улицах Санкт-Петербурга в июне-июле 1997 года могут быть сделаны основные выводы:
Практические все мосты через р. Неву и ее дельту работают с перегрузкой, причем больше всего перегружены мосты Лейтенанта Шмидта и Ушаковский.